12
+1

Тепе-Кермен – город на вершине

UCRANIA INCOGNITA. Средневековый Крым. Пещерные города.
Tepe-from_maszyno_original
Есть такие уголки, в которых человек был вынужден поселиться по воле одних обстоятельств, и откуда, по воле обстоятельств уже совершенно других, должен бый уйти. Такие места, хоть они и необитаемы уже не одну сотню лет, по-прежнему несут на себе отпечаток какого-то неистребимого умения людей выживать и приспосабливаться. Тонко понимать природу и уметь найти в ней то, что поможет сохранить и продолжить жизнь племени или даже целого народа. А ещё – отпечаток несгибаемой силы духа наших далёких предков. Ведь если бы не было у них всего этого, то некому было бы писать и читать эти строки.

Тепе-Кермен – крымскотатарское название древнего городища, удобно угнездившегося на вершине высокой, крутой горы, гордо возвышающейся над плодородной долиной Качи в 7 км от Бахчисарая. Небольшое, площадью около 1 га известковое плато, обрывающееся вниз высокими отвесными утёсами; осыпющиеся крутые склоны; прекрасный обзор, то есть обстрел – просто настоящий замок, возвигнутый природой. Оставалось только его обжить и превратить в почти неприступную крепость, где в случае нападения врагов могли укрыться жители окрестных долин.

Городище плохо изучено. Наиболее ранние следы постоянного пребывания людей принято относить к VI веку н.э., но с учётом уникальных особенностей горы она, вполне вероятно, была обитаема и ранее. В любом случае, превращение её в небольшой город-крепость следует относить ко времени, когда в Крыму укрылись “наши”, поднепровские готы, теснимые гуннами. Город был частью “Крымской Готии”. Свою лепту в создание города внесли и аланы. Оставили след и византийские иконодулы – иконопочитатели, спасавшиеся от гонений иконокластов (иконоборцев). Впрочем, это уже немного другая история.

Плато чем-то напоминает головку сыра – обживая его, люди обустроили в нём великое множество пещер. Впрочем, это не совсем пещеры в нашем обычном понимании. Это и целые квартиры из нескольких комнат, и хозяйственные помещения, и загоны для скота, и своеобразные средневековые “огневые точки”, и даже церкви. Сейчас известно около 250 таких “пещер”. В город вела длинная извилистая дорога, постепенно поднимающаяся по склону. А на плато довольно тесно располагались различные постройки.

Население города и окрестных долин составляли потомки готов и аланов. Мы не знаем, как они называли свой город. Название “Тепе-Кермен” было дано ему намного позже. Но, несмоненно, стены здешних пещерных церквей слышали молитву “Atta unsar” (“Отче наш”) на готском.

Город, судя по всему, чувствовал себя достаточно неплохо вплоть до 1299 года, когда Крым был опустошён набегом ордынского темника Ногая. Основатель Ногайской орды привёл огромную армию и взял город штурмом – похоже, впервые за семь-восемь веков. После этого местные жители, собирательно именуемые "готы-феодориты", переместились южнее, за реку Качу, и городище почти запустело. Помещения нижнего яруса ещё использовались в качестве загонов для скота. Существовало затем и небольшое поселение караимов, которые отавили эти места в конце XVIII века.

Сегодня Тепе-Кермен – один из наименее изученных и относительно редко посещаемых памятников средневекового Крыма. Вроде бы и Бахчисарай рядом, и неплохая дорога внизу, вдоль Качи – но поток посетителей намного меньший, чем в расположенных совсем по-соседству Чуфут-Кале и Качи-Кальоне. Гордый, независимый даже, пожалуй, немного нелюдимый характер Тепе, по достинству оценнный его древними обитателями, кажется, продолжает сказываться до сих пор. Не зная дороги, попасть туда довольно сложно. Но гора отзывчива на доброжелательное к себе внимание и может по достоинству вознаградить тех, кто всё же предпримет это путешествие. Впечатления от песещения Тепе-Кермена просто незабываемые...

1. Вид на Тепе-Кермен со стороны долины Качи (где расположено старинное село с безликим совдеповским названием Машино, которое ранее называлось “Татар-Кой” (“татарское село”), а ещё раньше – никто уже и не знает, как).

2. Вид на тропинку, которая ведёт на гору. “Прогулочный” вид тропинки в её нижней части совершенно обманчив, если оценить суммарную высоту подъёма – а это около 225 м, и мергелевые осыпи на крутых склонах. Отсюда хорошо видны склоны и само плато с пещерами. Есть, правда, и более пологий, но более длинный подъём с противоположной стороны горы.

3. Вид со склона в сторону долины. Внизу – военная база (не совсем, кстати, понятно, для чего она там нужна). Над базой – утёсы соседней яйлы под названием Кыз-Кермен, которая изучена ещё хуже и посещается ещё реже – наверное, к счастью для неё. Там тоже было древнее городище (“Кыз-Кермен” значит “Девичья крепость”). С этими местами связано много древних легенд.

4. Пещеры нижнего яруса. Наружные стены обрушены, видны хозяйственные и жилые помещения.

5. Помещения нижнего яруса (южная сторона)

6. Полуразрушенные жилища верхнего яруса на плато.

7. Верхушка плато в лучах утреннего света.

8. Плато зимой.

9. Остатки оборонительных сооружений на краю плато с видом на Кыз-Кермен.

10. Чья-то могила. Подобные захоронения на плато встречаются во множестве. В глубине, среди обломков обрушенной, а скорее, разрушенной могильной плиты, можно заметить человеческие кости, судя по виду – не просто старые, а даже древние. Если захоронение произведено тогда, когда здесь был город, то ему может быть более семисот лет. Впрочем, исследовать этот вопрос некому и незачем. Жаль, ведь современные методы позволяют даже по фрагменту человеческой кости определить, когда этот человек жил, когда и в каком возрасте умер, какова была его преимущественная диета, и получить и много других сведений – особенно ценных потому, что мы очень мало знаем вообще и о Тепе-Кермене в частности. Кстати, представить себе, скажем, где-то в нормальной стране, валяющиеся под открытым небом беспризорные кости в захоронении семисотлетнего возраста – просто невозможно. А у нас подобное безобразие и безразличие, к сожалению, в порядке вещей.

11. Церковь с баптистерием – одна из пещерных церквей на плато Тепе-Кермен. Настощее её название и время создания неизвестно, однако есть предположения о беглых иконопочитателях, основывающиеся почти исключительно на некотором сходстве с подобными пещерными церквми в Сирии и Малой Азии. Не исключено и более ранне происхождение, или в несколько этапов.

12. Церковь с баптистерием. Другой ракурс.

13. Баптистерий. Здесь крестили детей. Удивительно светлое и "чистое" место...

Tepe-from_maszyno_thumb

Tepe-kacza_thumb

Tepe-kyzkermen_thumb

Tepe-lowerlevel_thumb

Tepe-level1_thumb

Tepe_home_thumb

Tepe_morning_thumb

Tepe_plateau_thumb

Tepe-burun_thumb

Tepe-tomb_thumb

Tepe-church_thumb

Tepe_church_1_thumb

Tepe-baptisterium_thumb


Комментарии

мяч_thumb
Victor Polk
Очень интересный материал! Прекрасные фотографии! Спасибо автору!
10:17 28.04.2013
8 +1
No_avatar
Іван Поліщук
Подобные статьи вызывают сильное желание увидеть это всё самому.
15:45 12.05.2013
1 +1

Только зарегистрированные пользователи могут отправлять комментарии

наши постоянные авторы

самые активные дискуссии

Всего реплик: 63
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, Іван Поліщук
Всего реплик: 57
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, Іван Поліщук
Тема: Олег Базилевич: Воздух "Олимпийского"
Всего реплик: 56
Всего участников: 17
Олег Базилевич, Дэви Аркадьев, Тамара Ярошовец

события

ноября 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012